Конструкция модернизированной гибридной кассеты ВВЭР-1000

За основу гибридной кассеты принята серийная кассета ВВЭР-1000.

Кассета модернизированная гибридная

Отличия гибридной кассеты от серийной заключаются в следующем: новая конструкция головки; разборность кассеты (головка съемная); крепление твэл в нижней опорной решетке осуществляется раскрытием усиков наконечников; направляющие каналы в верхней части содержат втулки под цанговые захваты.

Схема расположения головок серийной, гибридной и усовершенствованной кассет в реакторе

Головка кассеты состоит из цилиндрической обечайки, соединенной с верхней плитой, подвижной плиты, блока пружин и конической обечайки, содержащей опорную и нижнюю плиты. Сквозь отверстия в четырех плитах проходит 18 труб с цанговыми захватами, с помощью которых осуществляется соединение головки с направляющими каналами. Между подвижной плитой и опорными втулками, упирающимися в бурты на трубах с цанговыми захватами, установлены 15 пружин.

Три пружины из периферийного ряда установлены на трубах между верхней плитой и шайбами с опорными втулками, упирающимися в бурты на трубах с цанговыми захватами, и проходят свободно сквозь отверстия в подвижной плите. Центральная пружина установлена между подвижной плитой и опорной плитой конической обечайки. Между верхней и конической обечайкой установлены три шпильки, служащие для обеспечения предварительного поджатия пружин. Ограничителями перемещения конической обечайки вниз являются нижние бурты на трубах с цанговыми захватами, в которые упирается нижняя плита обечайки.

В головке, установленной на пучок твэл, между опорными втулками и опорной плитой имеется зазор.

Такая конструкция головки кассеты обеспечивает:

  • удержание кассеты от всплытия с помощью 19 пружин;
  • демпфирование падения ОР СУЗ с помощью 16 пружин;
  • постоянное прижатие цилиндрической обечайки к гнезду блока защитных труб, в том числе и в процессе демпфирования падения ОР СУЗ;
  • уменьшение жесткости и рабочего усилия пружинного блока и, как следствие, уменьшение осевой нагрузки на направляющие каналы по сравнению с кассетой серийной;
  • компенсацию температурных удлинений и других возможных изменений длины направляющих каналов в процессе эксплуатации кассеты;
  • компенсацию неравномерности температурных и других возможных изменений длины направляющих каналов за счет их индивидуального поджатая пружинами и наличия Зазора между опорными втулками и опорной плитой конической обечайки. За счет указанной компенсации возможной неравномерности удлинений направляющих каналов обеспечивается исключение возникновения неравномерных осевых нагрузок на направляющие каналы, искривляющих каркас кассеты;
  • запас хода пружинного блока до жесткого нагружения не менее 10 мм при поджатии кассеты блоком защитных труб в реакторе.

Как уже было указано выше, эти решения были позаимствованы из конструкции УТВС. В дальнейшем по мере доработки конструкции УТВС многие решения были распространены на гибридную кассету. Так, например, был существенно улучшен узел крепления нижней решетки с хвостовиком. Была повышена надежность узла фиксации твэл в нижней решетке. Эти два усовершенствования вызваны случаями, когда были обнаружены повреждения некоторых периферийных твэл, вышедших из нижней решетки и обнаруженных при проведении анализа химического состава. В результате этого существенно улучшена «обтекаемость» нижнего узла, уменьшающая механическое взаимодействие с соседними ТВС.

Следует отметить, что конструкция гибридной кассеты с учетом указанных усовершенствований показала высокую надежность и остается в эксплуатации. Замена этих кассет обусловлена только большим паразитным захватом нейтронов элементами конструкции из нержавеющей стали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector