Предварительный подогрев воздуха с использованием отработавшего в турбине пара

Categories:

Первым оригинальным методом, разработанным и примененным для снижения интенсивности коррозии и загрязнения воздухоподогревателей, был подогрев паром воздуха, поступающего в воздухоподогреватель. Этот метод широко применяется и в настоящее время. Он основан на том, что благодаря предварительному подогреву воздуха от постороннего источника тепла температура металла во всех точках поверхности нагрева воздухоподогревателя и при всех режимах работы котельного агрегата устанавливается на уровне более высоком, чем точка росы, или на таком уровне, при котором интенсивность коррозии существенно ослабляется.

Первая в СССР установка для предварительного парового подогрева воздуха наглядно продемонстрировала достоинства этого способа.

Установка была выполнена и пущена в 1951 г. на котельном агрегате высокого давления Горьковского ГРЭС. На этой электростанции находились в эксплуатации 15 котлоагрегатов, работавших на фрезерном торфе. Помимо капитальных ремонтов ежемесячно в среднем на двух-трех агрегатах производился текущий ремонт воздухоподогревателей с их очисткой, уплотнением и опрессовкой.

Для подогрева воздуха был использован пар, предварительно совершивший работу в главных турбинах с противодавлением при начальном давлении 0,122 МПа (1,25 кгс/см2) и приводных турбинах постоянно действующих питательных насосов.

Предварительный подогрев воздуха с использованием отработавшего в турбине пара

Пар, отработавший в приводных турбинах, поступает в паровой подогреватель воздуха (калорифер), состоящий из двух секций, установленных в напорных воздуховодах перед воздухоподогревателем котлоагрегата. Каждая секция выполнена из 15 змеевиков, включенных в вертикальные коллекторы для подвода пара и отвода конденсата. Змеевики изготовлены силами ГРЭС из труб маслоохладителей от трансформатора. Трубы наружным диаметром 38 мм имеют спиральную навивку стальной ленты шириной 24,5 мм и толщиной 1 мм. Общая поверхность нагрева калориферов (с ребрами) составляет 641 м2.

Установка для парового подогрева воздуха

В калориферах воздух подогревался (с 40—45 до 85—87 °С), причем калориферы во избежание загрязнений и коррозии воздухоподогревателя при пуске и останове котлоагрегата включались до начала растопки котлоагрегата и отключались после его останова. Регулярные осмотры воздухоподогревателя показали, что трубы в течение всей кампании работы котла оставались чистыми.

Проведенное ВТИ эксплуатационное испытание позволило выявить тепловые характеристики воздухоподогревателя, его воздушное сопротивление, изменения в расходе топлива и расходе электроэнергии на тягу и дутье. Подогрев воздуха в калориферах производился до 60 и до 84,5 °С, а с помощью рециркуляции горячего воздуха — до 61 °С.

Калориферы для подогрева воздуха нужно монтировать на фундаменты, которые изготавливались при помощи геодезического оборудования, как и фундаменты всего другого оборудования на ТЭС.

Опыты показали, что при одинаковом подогреве воздуха паром или с помощью рециркуляции температура уходящих газов практически не изменяется, а если подогрев в калориферах на 23,5 °С выше, чем за счет рециркуляции, то повышается на 5°.

Использование для подогретого воздуха пара, отработавшего в турбинах, при неизменной выработке электроэнергии на электростанции означает уменьшение потери со скрытой теплотой пара в конденсаторах турбинного цеха. Была поставлена задача нахождения при паровом подогреве воздуха таких соотношений, при которых уменьшение потерь в турбинном цехе превышало увеличение потери тепла с уходящими газами в котельном цехе.

Аналогичные установки были разработаны и выполнены в порядке реконструкции и для других видов топлива и котельных агрегатов различных типов.

В последние годы многочисленные серийные энергетические котлоагрегаты вплоть до самой большой паропроизводительности снабжаются установками для непрямого подогрева воздуха с использованием тепла как пара, отработавшего в турбинах, так и продуктов сгорания топлива. Появился ряд разнообразных схем, характерным отличием которых является сращивание низкопотенциальных частей котельных и турбинных установок.