Монтаж паропроводов из углеродистых и низколегированных сталей

При монтаже паропроводов из низколегированных сталей, работающих при температуре пара выше 450 °С, на строительной площадке проверяют все детали на наличие в их составе положенных легирующих элементов согласно проекту и заводской маркировке вне зависимости от наличия заводских документов; детали, не имеющие в своем составе легирующих элементов, бракуются и в монтаж не допускаются.

Очень внимательно проводят наружный осмотр деталей и труб на отсутствие раковин, шлаковых включений, закатов, надрывов, глубоких рисок и других механических повреждений; отбракованные детали в монтаж не допускаются.

Проверяют соразмерность сочленяемых деталей с соблюдением допусков и толщин стенок труб; наличие приварных деталей и качество выполнения сварочных работ.

На детали и трубы должны быть сертификаты и документы, подтверждающие проведение термической обработки после окончания их изготовления и данные испытаний на ударную вязкость. Материалы и детали, на которых нет сертификатов, могут быть использованы только после их проверки и испытания в соответствии с ГОСТ, ТУ.

Главный паропровод и паропровод к БРОУ и РОУ поступают от заводов-изготовителей на монтажную площадку блоками в соответствии с чертежами проектных организаций и конструкторских бюро заводов-изготовителей. Заводские блоки трубопроводов имеют ограниченные габариты и вес и не имеют в своем составе арматуры и приварных мелких деталей штуцеров Dy < = 76 мм. В местах установки штуцеров Dy < 76 мм у гильз и заборных устройств для контрольно-измерительных приборов и автоматики заводом-изготовителем просверливаются в трубах отверстия. Концы труб и арматура должны иметь подготовленные под сварку фаски, выполненные по нормалям. Концы поставляемых труб и арматуры должны быть смазаны антикоррозийной смазкой и закрыты специальными колпачками, деревянными пробками или заглушками. Отверстия в трубах должны быть закрыты.

При приемке блоков, узлов и деталей паропроводов в монтаж должны быть проверены:

  • комплектность деталей и узлов и соответствие их количества и номенклатуры отправленным ведомостям;
  • соответствие проекту марок сталей, из которых изготовлены детали;
  • правильность подготовленных кромок под сварку на узлах и деталях паропровода;
  • наличие технической документации и паспортов на все элементы паропроводов.

Поступившие детали и узлы должны быть при приемке тщательно осмотрены с внешней и по возможности с внутренней стороны на предмет выявления трещин, плен, закатов, рисок, надрывов. Сомнительные места должны быть тщательно зачищены, протравлены и осмотрены через лупу. Гибы труб проверяются на правильность их выполнения в соответствии с проектом, отсутствие волосяных трещин и окалины. На каждом заводском блоке, детали и узл| должны быть проверены наружный диаметр и толщина стенки, замеренные на обоих концах трубы по взаимно перпендикулярным осям.

После проведения всех положенных проверок по рабочим чертежам детали комплектуются и складываются отдельно от деталей остальных трубопроводов. Перечисленные проверки также обязательны и для дренажных трубопроводов.

Сборка трубопроводов в блоки производится по разработанным технологическим картам. Заводские блоки трубопроводов доукрупняются. Места сборки и сварки стыков должны быть защищены от атмосферных осадков и ветра. В летнее время свариваемые и термообрабатываемые стыки при сборке трубопроводов на открытых площадках защищаются от атмосферных осадков и ветра брезентовыми палатками. При сборке в зимнее время собираемые, свариваемые и термообрабатываемые стыки, кроме того, должны быть защищены переносными тепляками от минусовой температуры. Положительная температура в тепляках может создаваться переносными электронагревательными приборами. При наличии возможностей сборку блоков необходимо производить в закрытых отапливаемых помещениях. Сборка производится на специальных монтажных козлах, чтобы исключить возможность сквозняков и протоков холодного воздуха внутри труб, торцы их закрывают заглушками. Козлы должны размещаться по обе стороны свариваемого стыка на расстоянии не более 1 м с вертикальным перемещением опорных мест. При сборке блоков необходимо предусматривать максимум поворотных стыков труб, свариваемых в горизонтальном положении. Стыковка труб под сварку производится при помощи стяжных приспособлений, обеспечивающих соосность труб, свободную усадку шва и возможность поворачивания труб в процессе сварки.

Перед сборкой и в процессе сборки блоков производится тщательная проверка каждой детали паропровода по наружному осмотру, маркам и размерам, а также проверка их исправности и комплектности.

Результаты проверки сверяются с заводскими сертификатами и паспортами и заносятся в отчет с приложением исполнительной схемы проверки деталей и узлов.

При сборке блоков неоОходимо так подбирать отводы и производить взаимную припасовку деталей, чтобы избежать подгибок и переломов оси трубопровода. Если все же возникнет надобность в подгибке труб, следует производить ее с нагревом труб до температуры 700—750 °С с последующим медленным охлаждением места подгибки в асбестовом манжете на спокойном воздухе. Термообработка места подгибки не требуется. Собранные блоки должны быть приняты мастером с проверкой соответствия их рабочим чертежам по размерам, конфигурации и выполнению всего объема работ, определенного технологической картой на сборку каждого блока.

Перед сваркой стыкуемые кромки деталей и заводских блоков и прилегающая к стыкам кольцевая поверхность с внутренней и наружной стороны должны быть зачищены до металлического блеска на ширину не менее 10 мм. При сварке труб с остающимся подкладным кольцом оно должно плотно прилегать на всей окружности внутренней поверхности трубы. Допускаются местные зазоры между стенкой трубы и кольцом не более 0,5 мм для ручной сварки и не более 0,25 мм для автоматической сварки. Прихватка и приварка подкладных колец или патрубков должна производиться одними и теми же электродами и сварщиками. К качеству прихваток предъявляются те же требования, что и к основному шву. При появлении в прихватках трещин прихватки должны быть полностью вырублены, а вырубленные места вновь заварены. Сварные швы подвергаются 100%-ному просвечиванию рентгеном.

До монтажа трубопроводов, узлов и блоков трубопроводов желательно иметь установленные и прочно закрепленные опоры и подвески с таким расчетом, чтобы трубопровод сразу укладывать на его проектные опоры и подвески. Если концы монтажных блоков выступают от ближайшей опоры или подвески более чем на 1 м, то необходимо установить временные опоры на расстоянии не более 1 м от стыкуемых концов труб с каждой стороны. Временные опоры должны быть подвижными и обеспечивать свободное перемещение свариваемого участка при сварке, термообработке и остывании.

При установке задвижек на паропроводе и производстве электросварочных работ необходимо, чтобы задвижки находились на надежной опоре, не передавали нагрузки на свариваемые стыки и были в открытом положении.

Монтаж блоков следует вести от фиксированной неподвижной точки. Вертикальные участки паропровода следует начинать монтировать снизу вверх. Собранные и подготовленные к сварке стыки должны быть приняты мастером, и только после этого разрешается производить работы по сварке стыков.

При сборке сварочных стыков допускаются следующие отклонения:

  • смещение кромок шва по наружному диаметру стыкуемых труб в результате разностенности, разности диаметров или овальности труб не более 3 мм;
  • перекосы плоскости торца как готовых труб, так и подвергнутых обрезке на монтажной площадке, допускаются до 0,8% от наружного диаметра трубы, но не более 1,2 мм при сборке стыков на остающихся подкладных кольцах и не более 0,7 мл при сборке на удаляемых подкладных кольцах.

После окончания монтажа основного паропровода выполняются работы по регулировке опор, установке пружин на подвески и их регулировке, устройству воздушников и указателей расширения, а также по установке мелкой арматуры и устройству дренажей.

Во время монтажа дренажных трубопроводов необходимо следить за тем, чтобы трубы внутри были чистыми. Так как в дренажных трубопроводах во время эксплуатации очень часто возникают гидравлические удары, крепление трубопроводов должно быть выполнено особо тщательно. До гидравлического испытания все сварные стыки должны быть проверены ультразвуком, 10 % стыков просвечены гамма-лучами.

До включения паропроводов в работу должны быть приварены репера для замеров ползучести металла паропроводов, сделаны первые замеры, а также выделены контрольные участки для наблюдения за структурными изменениями металла труб.

Измерительные шайбы, гильзы термометров и другие заборные устройства устанавливаются до гидравлического испытания паропроводов. На время паровой продувки все заборные устройства для приборов должны быть вынуты, а отверстия заглушены металлическими пробками.

При монтаже паропе-репускных труб между стопорным клапаном и корпусом турбины особенно тщательно следят за тем, чтобы в трубы не попало посторонних предметов и монтаж был выполнен качественно. После окончания монтажа труб необходимо посредством передвижки стопо р н о го клапана 1произ;вести холодную натяжку :на величину, указанную в проекте, и закрепить стопорный клапан.

Трубопроводы отбора пара после монтажа не должны препятствовать тепловому расширению корпусов турбины, при нагреве для этого они должны быть надежно укреплены на опорах и подвесках. Предохранительная и запорная арматура на трубопроводах должна работать надежно и безотказно — предохранять турбину от гидравлических ударов во время нарушения режима работы турбин. Трубопроводы должны быть проложены с уклоном не менее 0,004 в сторону потока пара отборов и иметь надежно работающие и удобные управляемые дренажные устройства. Плотность трубопроводов отбора должна исключать возможность подсосов воздуха в турбину.

Исходя из назначения и условий работы выхлопных трубопроводов, при монтаже их необходимо обращать внимание на то, чтобы не было крутых колен и очень резких поворотов труб за предохранительными клапанами и на выходе пара из труб, так как крутые повороты при резких толчках создают большие реакции на клапаны и конец трубы при выходе. Трубы должны иметь надежные крепления при выходе, свободный конец должен иметь минимальную длину. Если по условиям строительных конструкций необходима большая длина или высота выхлопных труб, то в каждом отдельном случае должен решаться вопрос о креплении труб. Опоры и подвески труб должны воспринимать на себя вес труб и не создавать дополнительных усилий во время расширения труб при выбросе пара и воды в атмосферу, а также позволять свободно производить ремонты клапанов и фланцевых соединений.

При креплении выхлопных трубопроводов особое внимание должно быть обращено на величины и на направление реакций, возникающих при выбросе пара в атмосферу. Трубы у клапанов должны иметь хорошие неподвижные опоры, дающие возможность перемещения труб во время выхлопа пара, или пружинные подвески, принимающие на себя нагрузки от веса труб; следует также исключить возможность передачи мгновенных нагрузок от сил реакции во время выброса пара в атмосферу на конструкции кровли.

Для уменьшения сил реакции выхлопной конец трубы должен иметь небольшой скос или двухсторонний выход в противоположные стороны с целью уменьшения сил реакции при выбросе пара.

Места прохождения выхлопных труб через кровлю должны быть так конструктивно выполнены, чтобы не создавалось возможностей попадания конденсата и воды в помещение и на оборудование.

Вертикальные трубы должны иметь постоянно действующие дренажи для постоянного стока конденсата и воды атмосферных осадков.