Влияние оксидов азота и озона на растения

Оксиды азота

Прямой контакт растений с NOx можно сразу определить зрительно по пожелтению или побурению листьев и игл. Причиной такого изменения являются превращение хлорофиллов и разрушение каротиноидов.

Образующаяся в клетках азотистая кислота оказывает мутагенное действие, при этом происходит окислительное дезаминирование нуклеиновой кислоты.

Растения более устойчивы по сравнению с человеком к воздействию чистого NO2 в первую очередь из-за особенностей усвоения NO2. При концентрации 170 мкг/м3 диоксид азота восстанавливается в хлоропластах до NH2-группы и участвует в синтезе аминокислот. Эта способность к метаболизированию NOx не присуща человеку. Нарушения роста растений при воздействии N02 наблюдаются при концентрации 350 мкг/м3 и более.

Согласно данным, черный тополь, плакучая береза, белая ольха и липа, растущие в воздухе, содержащем до 130 мкг/м3 диоксида азота, имеют прирост древесной массы на 15-30 % больше, чем при развитии в очищенном воздухе. В случае равного содержания SO2 прирост древесины у тополя, березы и ольхи был подавлен, в то время как липа развивалась лучше, чем в чистом воздухе.

При одновременном действии обоих газов в концентрации  прирост древесины снизился у всех деревьев. Таким образом, разрушительное действие NO2 усиливается присутствием диоксида серы. Этот факт объясняется тем, что SO2 уже в очень малых концентрациях подавляет активность нит-роредуктазы в хлоропластах, нарушая нормальный ход детоксификации NO2.

Озон

Он значительно токсичнее оксидов азота при действии на растительность. Чувствительные виды растений уже после часовой обработки озоном при концентрации 50-100 мкг/м3 проявляют признаки угнетения. Озон повреждает растения, изменяя проницаемость клеток для некоторых катионов, например калия. При этом отмирают клетки мезофилла листьев, на поверхности образуются полости, в которых происходит полное отражение света. В этом случае говорят о появлении серебристой пятнистости листьев. Ранние симптомы такого повреждения проявляются в виде мокрых областей на листьях.

В результате протекания сложных фотохимических процессов окисляются пигменты, обесцвечиваются листья, и на глянцевом слое кожицы листьев и игл появляются трещины. В трещинах могут, например, прорастать грибные споры, проникающие затем в глубь листа и разрушающие его. Этот инфекционный процесс, который связан с только что описанной потерей «сопротивляемости структуры», является одной из причин гибели лесов.

Нет единого мнения по поводу оценки совместного действия O3 и SO2. В небольших концентрациях оба газа действуют явно синергически, т. е. угнетение роста растений, вызванное О3, усиливается в присутствии SO2. При высоких концентрациях, напротив, в присутствии SO2 эффект от действия О3 ослабляется; можно предположить, что при этом озон превращает большую часть образовавшейся в клетке сернистой кислоты в серную кислоту, обладающую меньшим фитотоксическим действием.

Повреждение лесов наблюдается не только в районах с повышенным содержанием SO2 и NO2, но и в так называемых районах чистого воздуха. При этом удается провести параллель между повреждением лесов и концентрацией озона в атмосфере.