Главным делом самарских (куйбышевских) энергетиков в годы войны было обеспечение надежного энергоснабжения Правительства СССР и посольств, эвакуированных в Куйбышев. Однако, как удалось выяснить, была у самарских энергетиков и еще одна секретная миссия. В годы войны механический цех Куйбышевской ГРЭС был экстренно переоборудован под производство корпусов мин, которое продолжалось до 1945 года. На ремонтные нужды самой станции цех работал в то время по остаточному принципу.
По воспоминаниям ветерана ГРЭС Сергея Алексеевича Ненашева, пришедшего в цех сразу после ремесленного училища, корпуса мин на электростанции производило около 100 человек.
Работа токарей была организована круглосуточно в три смены, а вход в цех строго охранялся вооруженными часовыми. Поскольку рабочих рук не хватало, то в «минный» цех даже прикомандировали с призывных участков людей, ранее мобилизованных на фронт. Было и несколько мальчишек, одному из которых, чтобы достать до станка, приходилось вставать на фанерный ящик.
Модель мин сейчас установить сложно, но по воспоминаниям Ненашева, они были в длину примерно 30-40 см. Помимо изготовления мин, сотрудников цеха, как и остальных работников ГРЭС периодически отправляли на разгрузку, пришедшего на станцию угля. «Берешь лом и кувалду и несколько часов выдалбливаешь куски смерзшегося угля. Это была, пожалуй, самая трудная работа за всю мою жизнь», — вспоминает кавалер ордена Трудового Красного знамени Сергей Алексеевич Ненашев.
За годы войны на
И еще пара фотографий из архива Сергея Алексеевича.
Один их купальщиков – Алексей Павлович Ненашев. Работал на Водоконале, имел бронь. Ушёл добровольцем и погиб.
Сергей Алексеевич в центре.
Современные фотографии и описание Самарской ГРЭС можно посмотреть