Из рассмотренных особенностей энергетических
Необходимо отметить еще ряд принципиальных отличий в условиях эксплуатации твэлов реакторов на быстрых нейтронах. Из-за низкого давления натриевого теплоносителя оболочки твэлов на протяжении всей кампании подвержены воздействию растягивающих напряжений, возникающих от постепенно растущего давления ГПД, которое может достигать 7 МПа и более.
Из-за высоких тепловых нагрузок в оболочках твэлов возникают и термические напряжения, которые могут достигать значений, превышающих 0,5-0,6 предела текучести. При расчетах напряженно-деформированного состояния твэла необходимо учитывать также и термомеханическое воздействие со стороны топливного сердечника при переходных режимах эксплуатации и напряжения, возникающие от распухания топливного сердечника. Из-за высокой интенсивности нейтронного поля и большого флюенса нейтронов в конструкционных материалах происходят глубокие структурные изменения, являющиеся причиной резкого ухудшения всех их основных механических характеристик: происходит снижение длительной прочности материалов, их охрупчивание, распухание. Все эти явления очень существенно сказываются на ресурсных характеристиках твэлов и ТВС. При этом их отрицательное воздействие усложняется еще и физико-химическим взаимодействием продуктов деления с оболочкой твэла.
Основные эксплуатационные параметры твэлов энергетических реакторов на быстрых нейтронах
Параметр |
БН-600, Россия |
БН-800, Россия |
«Феникс», Франция |
PFR, Великобритания |
Максимальная тепловая нагрузка, снимаемая с твэла, Вт/см |
475 |
475 |
450 |
480 |
Максимальная температура оболочки твэла, °С: |
||||
в «горячих» точках с учетом факторов перегрева |
700 |
690 |
700 |
700 |
номинальное значение |
657 |
650 |
650 |
650 |
Максимальное выгорание топлива, % тяжелых атомов |
10,0 |
10,0 |
13,0 |
10,0 |
Максимальная плотность нейтронного потока (примерно), см-2с-1 |
1016 |
1016 |
1016 |
1016 |
Максимальная повреждающая доза, с.н.а. |
75 |
90 |
100 |
75 |
Максимальная скорость натрия в активной зоне, м/с |
8,0 |
8,0 |
7,5 |
7,0 |
Условия эксплуатации являются не единственным критерием, определяющим требования к конструкции твэла. При разработке твэлов приходится учитывать также и физические особенности активных зон реакторов на быстрых нейтронах, их теплотехнические и гидродинамические характеристики, безопасность и экономические показатели топливного цикла.
Эксплуатационные параметры твэлов реакторов БН-600 и БН-800
Параметр |
БН-600 |
БН-800 |
||||
ЗМО |
ЗСО |
ЗБО |
ЗМО |
ЗСО |
ЗБО |
|
Максимальная температура оболочки, °С: |
||||||
начало кампании |
695 |
695 |
695 |
690 |
687 |
687 |
конец кампании |
660 |
655 |
640 |
663 |
664 |
647 |
Максимальная тепловая нагрузка, Вт/см: |
||||||
начало кампании |
424 |
443 |
471 |
451 |
451 |
473 |
конец кампании |
357 |
379 |
400 |
396 |
411 |
406 |
Максимальное выгорание топлива, % тяжелых атомов |
9,0 |
9,5 |
10,0 |
9,7 |
9,8 |
10,0 |
Максимальная повреждающая доза нейтронов, с.н.а. |
75,0 |
72,0 |
69,0 |
90,0 |
85,5 |
78,0 |
Интервал между перегрузками топлива, эф. сут |
165 |
165 |
165 |
110 |
110 |
110 |
Максимальное давление ГПД в конце кампании, МПа |
2,9 |
3,0 |
3,6 |
4,75 |
4,8 |
4,9 |
Параметры указаны для режимов эксплуатации, реализуемые со второй половины 1990 г. |
||||||
ЗМО — зона малого обогащения; ЗСО — зона среднего обогащения; ЗБО — зона большого обогащения. |
Среди основных требований, которым должна отвечать конструкция твэла современного энергетического реактора на быстрых нейтронах, можно отметить следующие:
- Топливные и конструкционные материалы должны быть совместимы между собой и с натриевым теплоносителем в течение (12—15)*103 ч во всем диапазоне рабочих температур (300-700 °С) и в условиях нейтронного потока до 1016 см-2с-2. Под совместимостью в данном случае подразумевается или полное отсутствие химического и металлургического взаимодействия материалов, находящихся в контакте друг с другом, или, при наличии такого взаимодействия, оно не должно приводить к заметному снижению конструкционной прочности оболочки и ресурса работы твэла.
- Коррозия и эрозия материала оболочки в натрии реакторной чистоты допустимы в пределах, не приводящих к существенному уменьшению толщины стенки оболочки твэла и к заметному ухудшению свойств конструкционного материала.
- Топливный материал, используемый в твэлах, должен обеспечить энерговыработку не менее 120 МВт*сут/кг при высоких тепловых нагрузках (до 200 Вт/г) и в условиях высоких температур. При этом увеличение объема топлива за счет продуктов деления (твердых и газообразных) должно быть минимальным и ограничено пределами, позволяющими конструкционно устранить (полностью или частично) механическое воздействие сердечника на оболочку без существенного снижения экономических характеристик реактора. Топливный материал не должен также иметь фазовых превращений с большими объемными изменениями в интервале рабочих температур.
- Конструкция твэла должна быть достаточно емкой по топливному материалу, с тем, чтобы разместить во внутритвэльном объеме как можно больше сырьевого материала (238U или 232Th) для получения максимального КВ и минимального изменения реактивности по кампании.
- Для обеспечения высоких плотностей энерговыделения в активной зоне конструкция твэла при достаточной емкости по топливу должна иметь хорошо развитую поверхность теплосъема, т.е. требуется нахождение оптимального соотношения между поверхностью теплосъема и объемом топлива.
- Содержание кислорода, углерода и других подобных замедлителей в используемых материалах должно быть минимальным, чтобы существенно не смягчать спектр нейтронов в реакторе.
- Конструкционный материал, используемый для оболочек, должен обладать достаточной жаропрочностью, иметь высокую пластичность, быть устойчивым к распуханию, охрупчиванию и снижению прочностных характеристик в нейтронном поле, и в то же время он должен минимально поглощать нейтроны.
- Перераспределение топливной массы в объеме твэла в процессе его эксплуатации не должно заметно влиять на реактивность и приводить к недопустимому уровню (выше проектного) энерговыделения в отдельных участках по длине твэла.
- При эксплуатации твэла топливный материал должен иметь достаточную структурную стабильность
- Изменение геометрических размеров твэла в процессе его работы при сохранении целостности оболочки допустимо лишь в пределах, не приводящих к существенному изменению гидравлических характеристик ТВС.
- Конструкция твэлов должна обеспечить их надежное дистанционирование в ТВС на протяжении всей кампании.
- Конструкция твэла должна быть простой в технологическом отношении. Конструкторские решения, эакладываемые в проекты, должны обеспечивать надежное и недорогое изготовление и регенерацию твэлов и ТВС.
Нужна качественная светотехника и электрооборудование в Белгороде? Купите всё в одном месте — интернет магазине 3А Энергия — www.3a.org.ru.