Из рассмотренных особенностей энергетических
Необходимо отметить еще ряд принципиальных отличий в условиях эксплуатации твэлов реакторов на быстрых нейтронах. Из-за низкого давления натриевого теплоносителя оболочки твэлов на протяжении всей кампании подвержены воздействию растягивающих напряжений, возникающих от постепенно растущего давления ГПД, которое может достигать 7 МПа и более.
Из-за высоких тепловых нагрузок в оболочках твэлов возникают и термические напряжения, которые могут достигать значений, превышающих 0,5-0,6 предела текучести. При расчетах напряженно-деформированного состояния твэла необходимо учитывать также и термомеханическое воздействие со стороны топливного сердечника при переходных режимах эксплуатации и напряжения, возникающие от распухания топливного сердечника. Из-за высокой интенсивности нейтронного поля и большого флюенса нейтронов в конструкционных материалах происходят глубокие структурные изменения, являющиеся причиной резкого ухудшения всех их основных механических характеристик: происходит снижение длительной прочности материалов, их охрупчивание, распухание. Все эти явления очень существенно сказываются на ресурсных характеристиках твэлов и ТВС. При этом их отрицательное воздействие усложняется еще и физико-химическим взаимодействием продуктов деления с оболочкой твэла.
Основные эксплуатационные параметры твэлов энергетических реакторов на быстрых нейтронах
Параметр | БН-600, Россия | БН-800, Россия | «Феникс», Франция | PFR, Великобритания |
Максимальная тепловая нагрузка, снимаемая с твэла, Вт/см | 475 | 475 | 450 | 480 |
Максимальная температура оболочки твэла, °С: | ||||
в «горячих» точках с учетом факторов перегрева | 700 | 690 | 700 | 700 |
номинальное значение | 657 | 650 | 650 | 650 |
Максимальное выгорание топлива, % тяжелых атомов | 10,0 | 10,0 | 13,0 | 10,0 |
Максимальная плотность нейтронного потока (примерно), см-2с-1 | 1016 | 1016 | 1016 | 1016 |
Максимальная повреждающая доза, с.н.а. | 75 | 90 | 100 | 75 |
Максимальная скорость натрия в активной зоне, м/с | 8,0 | 8,0 | 7,5 | 7,0 |
Условия эксплуатации являются не единственным критерием, определяющим требования к конструкции твэла. При разработке твэлов приходится учитывать также и физические особенности активных зон реакторов на быстрых нейтронах, их теплотехнические и гидродинамические характеристики, безопасность и экономические показатели топливного цикла.
Эксплуатационные параметры твэлов реакторов БН-600 и БН-800
Параметр | БН-600 | БН-800 | ||||
ЗМО | ЗСО | ЗБО | ЗМО | ЗСО | ЗБО | |
Максимальная температура оболочки, °С: | ||||||
начало кампании | 695 | 695 | 695 | 690 | 687 | 687 |
конец кампании | 660 | 655 | 640 | 663 | 664 | 647 |
Максимальная тепловая нагрузка, Вт/см: | ||||||
начало кампании | 424 | 443 | 471 | 451 | 451 | 473 |
конец кампании | 357 | 379 | 400 | 396 | 411 | 406 |
Максимальное выгорание топлива, % тяжелых атомов | 9,0 | 9,5 | 10,0 | 9,7 | 9,8 | 10,0 |
Максимальная повреждающая доза нейтронов, с.н.а. | 75,0 | 72,0 | 69,0 | 90,0 | 85,5 | 78,0 |
Интервал между перегрузками топлива, эф. сут | 165 | 165 | 165 | 110 | 110 | 110 |
Максимальное давление ГПД в конце кампании, МПа | 2,9 | 3,0 | 3,6 | 4,75 | 4,8 | 4,9 |
Параметры указаны для режимов эксплуатации, реализуемые со второй половины 1990 г. | ||||||
ЗМО — зона малого обогащения; ЗСО — зона среднего обогащения; ЗБО — зона большого обогащения. |
Среди основных требований, которым должна отвечать конструкция твэла современного энергетического реактора на быстрых нейтронах, можно отметить следующие:
- Топливные и конструкционные материалы должны быть совместимы между собой и с натриевым теплоносителем в течение (12—15)*103 ч во всем диапазоне рабочих температур (300-700 °С) и в условиях нейтронного потока до 1016 см-2с-2. Под совместимостью в данном случае подразумевается или полное отсутствие химического и металлургического взаимодействия материалов, находящихся в контакте друг с другом, или, при наличии такого взаимодействия, оно не должно приводить к заметному снижению конструкционной прочности оболочки и ресурса работы твэла.
- Коррозия и эрозия материала оболочки в натрии реакторной чистоты допустимы в пределах, не приводящих к существенному уменьшению толщины стенки оболочки твэла и к заметному ухудшению свойств конструкционного материала.
- Топливный материал, используемый в твэлах, должен обеспечить энерговыработку не менее 120 МВт*сут/кг при высоких тепловых нагрузках (до 200 Вт/г) и в условиях высоких температур. При этом увеличение объема топлива за счет продуктов деления (твердых и газообразных) должно быть минимальным и ограничено пределами, позволяющими конструкционно устранить (полностью или частично) механическое воздействие сердечника на оболочку без существенного снижения экономических характеристик реактора. Топливный материал не должен также иметь фазовых превращений с большими объемными изменениями в интервале рабочих температур.
- Конструкция твэла должна быть достаточно емкой по топливному материалу, с тем, чтобы разместить во внутритвэльном объеме как можно больше сырьевого материала (238U или 232Th) для получения максимального КВ и минимального изменения реактивности по кампании.
- Для обеспечения высоких плотностей энерговыделения в активной зоне конструкция твэла при достаточной емкости по топливу должна иметь хорошо развитую поверхность теплосъема, т.е. требуется нахождение оптимального соотношения между поверхностью теплосъема и объемом топлива.
- Содержание кислорода, углерода и других подобных замедлителей в используемых материалах должно быть минимальным, чтобы существенно не смягчать спектр нейтронов в реакторе.
- Конструкционный материал, используемый для оболочек, должен обладать достаточной жаропрочностью, иметь высокую пластичность, быть устойчивым к распуханию, охрупчиванию и снижению прочностных характеристик в нейтронном поле, и в то же время он должен минимально поглощать нейтроны.
- Перераспределение топливной массы в объеме твэла в процессе его эксплуатации не должно заметно влиять на реактивность и приводить к недопустимому уровню (выше проектного) энерговыделения в отдельных участках по длине твэла.
- При эксплуатации твэла топливный материал должен иметь достаточную структурную стабильность
- Изменение геометрических размеров твэла в процессе его работы при сохранении целостности оболочки допустимо лишь в пределах, не приводящих к существенному изменению гидравлических характеристик ТВС.
- Конструкция твэлов должна обеспечить их надежное дистанционирование в ТВС на протяжении всей кампании.
- Конструкция твэла должна быть простой в технологическом отношении. Конструкторские решения, эакладываемые в проекты, должны обеспечивать надежное и недорогое изготовление и регенерацию твэлов и ТВС.
Нужна качественная светотехника и электрооборудование в Белгороде? Купите всё в одном месте — интернет магазине 3А Энергия — www.3a.org.ru.