Модернизация специалистами ОАО «Силовые машины» 3-х турбин на ТЭС Битола в Македонии

Categories:

Реализация крупных проектов в любых отраслях — всегда испытание для исполнителей. В случае, когда речь идёт об энергетике, где как успех, так и неудача могут зависеть от совершенно,казалось бы, ничтожных нюансов, сложность задачи возрастает в разы. А непривычная обстановка — чужая страна, незнакомый язык — только усугубляет ситуацию. Многочисленные проекты«Силовых машин», реализованные за рубежом, доказывают, что для профессионалов высокого класса совершенно не важно,вкакой точке мира предстоит работать и сколько тысяч километров придётся преодолеть до места строительства или модернизации объекта.
Проект модернизации трёх энергоблоков теплоэлектростанции «Битола» в Македонии, который «Силовые машины» завершили в конце прошлого года, стал для многих работников компании ещё одной серьёзной проверкой на профессионализм. Каждому пришлось на все 100% продемонстрировать своё умение работать в непривычных условиях, в том числе и погодных, активизировать способность быстро принимать решения и нести за них ответственность. Однако вместе с новым опытом эта работа принесла и уникальные впечатления о Македонии и её жителях.


Возвращение к истокам.

Для специалистов «Силовых машин» работа в Македонии стала практически двойным возвращением к истокам. Во-первых, они побывали, по сути, на родине русского языка: как известно, в основу славянской азбуки и письменности братья-просветители Кирилл и Мефодий положили именно македонские диалекты. Во-вторых, оборудование «Силовых машин» работает на ТЭС «Битола» с 1978–1984 годов, когда на станции были установлены изготовленные на Ленинградском Металлическом заводе (ЛМЗ) и «Электросиле» турбины и генераторы. Монтаж турбоагрегатов осуществлялся под руководством шеф-персонала ЛМЗ и «Электросилы», в частности, в нём участвовали продолжающие работу в «Силовых машинах» ныне директор по продажам (внутренний рынок и СНГ) Владимир Степанченко, начальник управления дирекции по сервису Александр Адамчук и другие их коллеги.
Как рассказывает ведущий менеджер отдела модернизаций и запасных частей (внешний рынок) управления сервиса турбинного оборудование дирекции по сервису «Силовых машин» Антон Борисов, частичная модернизация блоков станции проводилась в 1992–1994 годах. «Паровые турбины типа К-200 различных модификаций — самая крупная серия паровых турбин производства ЛМЗ. Насчитывается более 350 блоков по всему миру, на которых установлены турбины данного типа. В начале 1990-х годов мощность каждого из трёх блоков ТЭС «Битола» возросла с 210 до 225 МВт за счёт увеличения расхода пара. Таким образом, электростанция получила дополнительные 45 МВт электроэнергии, которые электрохозяйство Македонии смогло продавать в Грецию», — говорит специалист. Он добавляет, что позже, в 2003 году, был подписан новый контракт на модернизацию блоков, однако в силу он не вступил, поскольку изначально его финансирование планировалось осуществить за счёт долга СССР перед Югославией, но для этого должно было быть подписано межправительственное соглашение между странами, чего не произошло.

Побеждает надёжность.

Тем не менее, вопрос необходимости модернизации ТЭС «Битола» с целью восстановления ресурса оборудования, находившегося на пороге исчерпания, а также повышения эффективности его работы оставался на повестке дня. Завоевав доверие
македонской стороны безупречной работой своего оборудования в течение многих лет, «Силовые машины» в ходе объявленного тендера получили право на выполнение этого заказа. Контракт на изготовление и поставку оборудования для обновления трёх блоков ТЭС был подписан с широким освещением в прессе Македонии в декабре 2009 года между «Силовыми машинами» и компанией ЕЛЕМ (АО «Македонские электростанции»). Антон Борисов отмечает, что подобные модернизации оборудования данного типа уже проводились как в России, так и за рубежом, например, на ТЭС «Марица-Восток-3» в Болгарии, Марыйской ГРЭС в Туркменистане, Балтийской и Эстонской ТЭС в Эстонии.

И лучше, и быстрее.

Итак, необходимо было изготовить и поставить на станцию, осуществить шеф-монтаж и пуско-наладку оборудования для модернизации трёх паровых турбин и трёх турбогенераторов. Это позволило бы увеличить мощность каждого энергоблока на 8,32 МВт, обеспечить надёжность и стабильность их работы, продлить срок эксплуатации. Среди технических решений, которые использованы в проекте, Антон Борисов отмечает, во-первых, то, что в проточных частях цилиндров высокого давления и цилиндров среднего давления турбин применено облопачивание, выполненное на базе высокоэффективных профилей направляющих и рабочих лопаток с использованием современных элементов конструкции бандажей и уплотнений. Во-вторых, в цилиндрах низкого давления применены более экономичные по сравнению с двухъярусными последние ступени с рабочими лопатками, длина рабочей части которых составляет 960 мм.

По словам Антона Борисова, отличием данного проекта от других также стало то, что сроки монтажа оборудования по контракту были достаточно сжатые — 90 дней, тогда как обычно аналогичный объём работ на других проектах выполнялся в течение полугода и более. Однако благодаря слаженной работе всех подразделений — и рабочих, и инженеров на производственных площадках компании, и нескольких десятков специалистов непосредственно на станции в Македонии, «Силовые машины» заказчика не подвели. «Если бы не команда высококвалифицированных специалистов «Силовых машин» на площадке, которую возглавлял ведущий шеф-инженер компании Дмитрий Лунев, а также местная монтажная организация «Монтинг энергетика», которая работала у нас на субподряде, вряд ли мы смогли бы успеть закончить все работы в столь сжатые сроки. Работы шли практически круглосуточно и без выходных», — подчёркивает Антон Борисов.

Из России — с теплом.

Изначально в контракте не была предусмотрена дополнительная поставка оборудования для теплофикационных отборов двух блоков ТЭС. Но когда у заказчика уже в процессе работ возникла такая просьба, она была выполнена. Монтаж этого оборудования для последнего блока запланирован на август текущего года, и это дополнение в дальнейшем позволит осуществить теплофикацию самого города Битолы, где и находится ТЭС.
И первый обновлённый блок, сданный в эксплуатацию в декабре 2010 года, и второй, пущенный в октябре 2011-го, были модернизированы точно в срок, пуско-наладочные работы прошли отлично, оборудование подтвердило повышение мощности на необходимые 8,32 МВт. Однако пуск третьего блока в декабре 2012 года стал действительно блестящим финалом работы «Силовых машин» на этом проекте. Во время испытаний, из-за того что на третьем блоке не была заменена система регенерации, а котёл уже прошёл модернизацию, которую выполняли немецкие специалисты, последних пришлось привлечь к ручному управлению котлом в ходе пуска блока, чтобы котёл выдал нужные 700 тонн пара в час. Несмотря на такую сложность и, по сути, риск, блок показал повышение мощности до 236,415 МВт вместо гарантийных 234 МВт.

Энергия эмоций.

Проект модернизации ТЭС «Битола» позволил получить «Силовым машинам» положительную референцию по модернизациям энергоблоков мощностью 200 МВт, а специалистам компании —не только серьёзный профессиональный опыт, но и массу новых впечатлений, конечно, в том небольшом объёме, на который оставалось время вне работы.