Для получения
Одной из главных причин постоянно возрастающего производства
Для транспортировки газа к потребителю по морю на сравнительно небольшие расстояния применяются газопроводы, проложенные по дну моря, например по дну Северного моря, Транссредиземноморский газопровод из Алжира в Италию и др. На большие расстояния газ перевозится на специальных судах (метановозах) в сжиженном состоянии при температуре — 162 °С и атмосферном давлении, что оказывается экономически более целесообразным.
Для такого способа добычи, сжижения и перевозки газа требуется целый комплекс последовательно связанных технических средств, образующих единую технологическую цепочку: газодобывающие скважины, газосборная сеть, газопроводы, соединяющие месторождения газа с берегом моря, заводы по сжижению газа, расположенные на берегу моря, криогенные суда-метановозы для перевозки сжиженного газа и станции для его приема в стране-импортере, заводы по газификации сжиженного газа.
Наиболее сложным и дорогостоящим звеном в этой цепочке является завод по сжижению газа. В промышленном масштабе сжижение природного газа впервые было осуществлено в США в районе г. Кливленда для покрытия «пиковых» нагрузок газопотребления в зимнее время производительностью 6 т/сут, а первый завод по сжижению газа был построен в 1964 г. в Алжире в промышленном районе г. Арзев при участии французского и английского капитала. К этому времени там было открыто второе в мире по величине газовое месторождение, которое соединялось с портом Арзев газопроводом длиной 500 км. Первоначальная производительность завода составляла 1 млрд м3 СПГ в год, а через год она была доведена до 1,5 млрд м3.
С этого момента началось строительство газосжижающих заводов в различных районах мира. Были построены заводы в Ливии (1969), на Аляске (1969), в Брунее (1972), Алжире (второй завод в 1973 г.), Абу-Даби (1976), Индонезии (1977) и в других странах. Существующие мощности этих заводов в 1998 г. позволяли сжижать более 133 млрд м3 газа в год.
Возникла новая отрасль промышленности — производство сжиженного природного газа, объем мировой торговли которого из года в год возрастает и в среднем составляет 6,6 % в год, в то время как добыча газа увеличивается только на 2,2 %.
Крупномасштабное производство СПГ в основном сосредоточено на севере Африки (Алжир, Ливия), в Индонезии, Малайзии, Персидском заливе, Австралии. Заводы по сжижению природного газа есть уже в 12 странах мира и, согласно прогнозам, к 2015 г. их мощности должны увеличиться в 2 раза. В Латинской Америке проекты заводов по получению СПГ для отправки его на экспорт разрабатываются в Перу и Венесуэле, в Африке — в Египте, Анголе, экваториальной Гвинее, на Ближнем Востоке — в Иране и Йемене. Норвегия увеличивает добычу газа и его сжижение с шельфа Баренцева моря. Главными потребителями СПГ являются Япония, Южная Корея, Франция, Испания, Бельгия. Поставки СПГ осуществляются на основе долгосрочных контрактов, заключаемых, как правило, на срок, не менее чем 20 лет. В настоящее время из общего количества экспортного газа 60 % в виде СПГ поставляется в Японию, Южную Корею и на Тайвань; в США в виде СПГ поставляется 8 % газа, в Европу — 25 % (в Испанию — 9 %, во Францию — 6, в Италию — 3 %).
По прогнозам Международного агентства по энергетике, экспорт СПГ в Европу к 2030 г. увеличится в 6 раз, а его потребление — на 80 %, доля СПГ в общем газопотреблении в Европе возрастет до 27 % (в настоящее время — 8 %).
Для перевозки СПГ используются специальные танкеры с криогенными резервуарами. На конец 1998 г. в мире эксплуатировалось 108 танкеров-метановозов общим геометрическим объемом (общий объем, умноженный на коэффициент заполнения) И 750 тыс. м3, в том числе 15 малого объема (20 ..50 тыс. м1), 15 среднего объема (до 100 тыс. м3) и 78 крупных танкеров (до 137 тыс. м3). В 2008 г. их количество возросло до 170, а к 2010 г. прогнозируется рост до 250…300 единиц.
На сегодняшний день в мире существует 38 терминалов приема СПГ, в стадии строительства и проектирования находятся еще 11 терминалов.
Как уже отмечалось, наиболее сложным и дорогостоящим звеном в цепочке обеспечения потребителя СПГ являются газосжижающие заводы. Построенные в разных странах в разное время, они существенно отличаются друг от друга по типу технологического процесса, количеству технологических линий, размеру производственной мощности, емкости резервуарного парка. Так, на заводе в Кенае (Аляска) всего одна технологическая линия, а в Арзеве (Алжир) — девять; производственная мощность соответственно колеблется от 1,6 до 15,5 млрд м3 в год. При сжижении природного газа пропан и бутан отделяют и в состав СПГ входит в основном жидкий метан.
На газосжижающих заводах находят применение три различных поколения технологических процессов. Первое, получившее название «классический каскад», применяется на заводах в Арзеве (Алжир) и Кенае (Аляска). Здесь каждая технологическая линия включает в себя три независимых цикла охлаждения газа, расположенных последовательно (каскадом). В качестве охлаждающего агента используются: в первом цикле — пропан, позволяющий достигнуть температуры —35 °С, во втором— этилен, обеспечивающий охлаждение до —100 °С, и в третьем — метан, что дает возможность снизить температуру газа до — 160 °С.
Второе поколение технологических процессов, получившее название «совмещенный каскад», применяется на заводах в Марса Эль Брега (Ливия). Здесь используется один холодильный агент и один компрессорный агрегат.
Третье поколение процессов сжижения газа, получившее название «совмещенный каскад с предварительным охлаждением», работает на втором заводе в Арзеве (Алжир) и на других заводах, построенных в последние годы в различных районах мира. Этот процесс обличается от предыдущего тем, что для повышения эффективности вначале добавляется цикл предварительного охлаждения (пропановый цикл) и вступление в СРО.
Следует отметить, что совмещенный каскад имеет существенное преимущество перед классическим. Технологический процесс с единой охлаждающей жидкостью дает возможность перейти от центробежных к высокопроизводительным аксиальным компрессорам, сократить их число, уменьшить количество теплообменников и холодильников, упростить линии трубопроводов и систему хранения охлаждающей жидкости, сократить территорию, занимаемую технологическими линиями, снизить капитальные затраты примерно на 20%.
Сжиженный газ направляется в крупные цилиндрические резервуары с двойными стенками, между которыми находится теплоизоляционный материал. В зависимости от мощности завода и условий отгрузки газа общая емкость резервуарного парка колеблется от 72 до 508 тыс. м3.
Перспективы развития промышленности СПГ, т. е. его получение, хранение и перевозка, достаточно благоприятны в связи с расширением существующих и появлением новых рынков сбыта, а также с тенденцией к существенному увеличению доли природного газа в производстве электроэнергии и использовании в качестве моторного топлива из-за ужесточения экологических требований, дефицита и дороговизны нефти.
По оценке французского центра CEDIGAZ, к 2015 г. мировое производство СПГ достигнет 186.. 260 млрд м3..
Один из наиболее перспективных рынков СПГ в мире — США, которые в настоящее время одновременно являются и импортером, и экспортером. Газ импортируется из Тринидада и Тобаго, Ближнего Востока, Австралии и Малайзии, а экспортируется из Аляски, где добывается и сжижается. В 2003 г. за один только год импорт СПГ в США увеличился более чем в 2 раза (до 26 млрд м3). К 2010 г. этот показатель должен выйти на уровень 100 млрд м3/г.
К 2004 I. в США существовало 4 терминала по приему СПГ, суммарная мощность которых составляла 40 млрд м3/г., планируется строительство еще 10 терминалов на западном и восточном побережье общей мощностью около 140 млрд м3/г..
Капитальные вложения в строительство заводов и эксплуатационные затраты в существенной мере зависят от их расположения, состава сырьевого газа, наличия местной рабочей силы, условий налогообложения, стоимости добычи и транспортировки газа до завода и т.д.