Наиболее важными из внутренних хозяйственно-экономических угроз для населения Российской Федерации являются высокий уровень экологической опасности, связанный с работой транспортно-промышленного комплекса, и постоянный рост ущерба от растущего числа техногенных аварий и катастроф. В итоге это приводит к ухудшению состояния здоровья людей, уменьшению численности населения.
В связи с этим аспекты внедрения
Политика развития техносферы в нашей стране существенно отличается от политики развития техносферы промышленно развитых зарубежных стран- годовой выброс от антропогенных источников у нас растет, в то время как в промышленно развитых странах он постепенно снижается: индекс опасных отходов (отношение массы вредных отходов к бытовым) в Германии равен 0,26 (5 млн т/г.), в Великобритании — 0,22 (3,9 млн т/г.), в России — 4,53 (122,4 млн т/г.).
Соотношение использования в хозяйстве нефти/газа в США составляет 1/1,45, в то время как в России 1/0,5. Российская промышленность работает не только существенно менее эффективно, но и намного опаснее.
Известно, что зоны территорий вблизи крупных хранилищ нефтяных топлив с течением времени превращаются в экологически неблагоприятные территории в связи с постоянной утечкой в почву этих топлив при их эксплуатации. Это имеет место в районах аэродромов, заправочных станций, заправочных эстакад и др. В ряде мест образовываются огромные линзы, наполненные горючим. Кроме того, нефтяное горючее, проникая в водоносные горизонты, попадает в реки, озера, колодцы, нанося огромный экологический и экономический ущерб.
Значительная доля загрязнений атмосферного воздуха приходится на автомобильный транспорт. Особенно страдают большие города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.
В целом по Российской Федерации, несмотря на постоянно проводимые в стране работы по улучшению экологической обстановки, в 1994 г. ущерб оценен в 4,8 млрд долл., при этом 30 % всех заболеваний вызвано выхлопными газами двигателей.
Исследования, проведенные при работе на двигателях внутреннего сгорания, показали, что использование в качестве горючего природного газа в выхлопных газах приводит к следующим результатам: в 2 раза снижается количество твердых частиц, в 3 раза -концентрация углеводородов, в 1,5 раза — концентрация окислов азота, в 5 раз — концентрация сернистых веществ. Не случайно на заседании Комиссии по газомоторному топливу при Правительстве Российской Федерации и Европейской газомоторной ассоциации 2—3 июля 1998 г. в Санкт-Петербурге в выступлениях ее участников (особенно иностранных) указывалось, что перевод транспорта на природный газ вызван прежде всего экологическими соображениями. Природный газ имеет:
- самый низкий индекс глобального потепления (Global Warming Index);
- самые низкие выбросы С02 (для бензина АИ-95 — 100%; для бензина АИ-76 и дизтоплива — 88 %; для природного газа — 72 %);
- самое слабое влияние на разрушение озонового слоя (бензин — 950 мг озона/кг, природный газ — 30 мг озона/кг);
- в нем отсутствуют токсичные и канцерогенные выбросы (у бензина альдегиды и формальдегиды составляют 42 %, ароматические бутадиены — около 1 %);
- самую низкую эмиссию окиси углерода (СО) (дизельное топливо — 22 г/км, природный газ — 4,0 г/км).
При использовании криогенных топлив полностью исключается попадание жидкого топлива в атмосферу (как это имеет место при использовании нефтяных топлив). При возможных аварийных проливах криогенное горючее испаряется. Любое воспламенение испаряющегося криогенного топлива приводит лишь к относительно медленному сгоранию. Как указывалось ранее, возникновение детонации горючей газовой смеси в свободном неограниченном объеме исключено (данные ИХФ РАН, Всесоюзного научно-исследовательского инситута противопожарного оборудования). Немаловажным фактором является то обстоятельство, что при проливе СПГ на землю аварийная ситуация в этой зоне будет сохраняться значительно меньшее время, чем при проливе нефтяных топлив.
При использовании того или иного вида топлива необходимо учитывать, что вредное воздействие на окружающую среду возникает на стадиях его производства, хранения, транспортирования, распределения, использования. При создании установки получения СПГ, хранилищ этого топлива, создания средств выдачи его потребителям необходимо обеспечить безотходность производства и реализации продукта, высокую степень герметичности технологического оборудования (резервуаров, трубопроводов, арматуры и др.). Должна быть разработана эффективная система очистки и осушки газа, экономичный холодильный цикл, система оборотного водоснабжения для сокращения потребления пресной воды, проведены многие другие мероприятия.
В целях снижения загазованности территории комплекса СПГ, приземного слоя атмосферы и охраны воздушного бассейна от загрязнения углеводородным топливом в технологической части должна предусматриваться утилизация газов. Необходимо предусматривать меньшее число переливов СПГ во всей цепочке от его получения до выдачи потребителю.
При оценке эффективности топлива наиболее правильным является анализ не только его народнохозяйственной эффективности, но и экологической составляющей. Такая оценка чрезвычайно сложна, но она позволяет получить достаточно объективную характеристику, так как стоимость топлива включает в себя не только рыночную составляющую, но и «внешнюю» стоимость, эквивалентную стоимости компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде.
Эффективная (социальная) стоимость топлива — это те затраты, которые фактически несет общество при использовании топлива, и они существенно превышают его рыночную цену — остальное покрывается обществом за счет налогоплательщиков (общественные расходы на медицину, реновацию объектов, потери рабочего времени и т. д.). Статистических данных по России в этой части обнаружить не удалось.
Учесть социальную стоимость топлив можно с помощью налоговой политики на федеральном и региональном уровнях, что начинают осуществлять в США и некоторых других странах. Социальную стоимость необходимо учитывать и в законодательстве об использовании природных ресурсов и в налоговой политике России. Сегодня эта составляющая не учитывается. Ясно, что в этом случае необходимость использования газового топлива взамен нефтяного окажется более очевидной.
Имеется еще один экологический аспект, связанный с применением СПГ как топлива — это сокращение выбросов парниковых газов в период после 2000 г.
Протоколом Конференции сторон РКИК (Рамочной конвенции ООН об изменении климата), принятым и подписанным в г. Киото 10 декабря 1997 г., установлены обязательства сторон по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов (диоксида углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродов, перфторуглеродов и гексафторида серы) на период после 2000 г. По Протоколу в 2008-2012 гг. Россия обязана сохранить выбросы указанных газов на уровне 1990 г. Современное и прогнозируемое на указанный период состояние народного хозяйства России позволяет осуществлять торговлю квотами на выбросы. В этой связи любые мероприятия, не направленные на сокращение производства, но приводящие к сокращению выбросов указанных газов, Moiyr рассматриваться как дающие дополнительные экономические выгоды, связанные с возможностью увеличения объемов продаваемых квот на выбросы, стоимость которых для выбросов С02 оценивается в 30.. 60 долл./т.
Приведенные оценки показывают необходимость и чрезвычайную важность разработки соответствующих законодательных актов и совершенствования налоговой политики в нашей стране как на федеральном, так и на местном и региональном уровнях. Разработка предложений к налоговому законодательству должна основываться на детальных исследованиях различных путей преобразования первичных энергоресурсов при производстве и использовании криотоплив.