Собственно говоря, на этот вопрос уже дан ответ в
Что касается температуры пара на выходе из двигателя, или, иначе говоря, той самой температуры, при которой должно быть отнято от пара тепло, то она в лучшем случае может быть снижена до температуры окружающей среды (воды, охлаждающей трубки конденсатора). Температуре 28,6° С соответствует давление конденсации, равное 0,04 атмосферы. Производить конденсацию пара при более низкой температуре было бы практически затруднительно. Таким образом, температура пара на выходе из двигателя имеет вполне определенный предел, устанавливаемый температурой окружающей среды и обычно близка к 30 °С. Вместе с тем определено и давление в конденсаторе.
Иное дело температура пара на входе в двигатель. Теоретически она могла бы быть поднята до температуры продуктов сгорания в топке котла, т. е. более чем до 1000 °С. С точки зрения экономичности процесса превращения тепла в работу именно это и следовало бы сделать. К сожалению, нас ждет здесь еще одно огорчение.
Металл, из которого выполнены рабочие лопатки
В результате большой работы, проводимой металлургами, качество металла, применяемого в энергомашиностроении, неуклонно повышается. Одновременно повышается и допустимая температура пара на входе в турбину. Совсем недавно такой максимальной температурой считалась температура 420-450 °С. В годы перед второй мировой войной удалось повысить ее до 500 °С. В настоящее время в мире имеются установки, работающие с начальной температурой до 600 °С.
Остается еще выяснить: какое начальное давление водяного пара ‘целесообразно поддерживать в паросиловой установке. Как мы уже установили выше, подвод тепла к рабочему телу выгоднее всего производить изотермически, при максимальной температуре рабочего тела. Кроме того, установлено, что изотермический подвод тепла практически удается осуществить в процессе парообразования. Тут мы опять встречаемся с новой трудностью. Критическая температура для водяного пара равна примерно 374 °С. Следовательно, процесс испарения можно осуществить только при более низкой температуре, так как жидкость вообще не может существовать при температуре выше критической. Остается, очевидно, примириться с этим положением и постараться, хотя бы частично осуществить изотермический подвод тепла при возможно более высокой температуре. Чем выше температура, при которой производится испарение воды (изотермический подвод тепла), тем выше должно быть и давление. Если процесс парообразования происходит при 100 °С, то давление должно быть около 1 атмосферы. Если поднять давление до 30 атмосфер, то парообразование будет происходить уже при 232,8 °С, если поднять давление до 100 атмосфер-при 309,5 °С; если поднять давление до 170 атмосфер — при 350,7 °С и т. д. Таким образом, чем выше мы изберем начальное давление, тем при более высокой температуре можно осуществить подвод тепла.
Теоретически всегда выгодно повышать начальное давление. Практически же это не всегда так. Дело в том, что с ростом давления в установке растет и стоимость установки. Поэтому окончательное решение о выборе начального давления приходится принимать на основе технико-экономического расчета. Так как стоимость высококачественных сталей из года в год снижается, то и с этой точки зрения применение высокого давления становится все более целесообразным.
История развития паросиловых установок есть в то же время история внедрения в энергетику пара все более высоких начальных параметров. Особенно наглядно это можно проследить на развитии энергетики Советского Союза.
В конце XIX века давление в паросиловых установках не превышало 10-12 атмосфер, а производительность котельных агрегатов была не больше 15-20 тонн пара в час. К началу первой мировой войны начальные параметры пара несколько повысились, но все еще давление не превышало 16 атмосфер, а температура — 350 °С.
После Великой Октябрьской социалистической революции энергетика нашего социалистического государства сразу же получила быстрое развитие. При этом станции строились на все более высокие начальные параметры пара. По Государственному плану электрификации России (план ГОЭЛРО), принятому в 1920 г. VIII съездом Советов по инициативе В. И. Ленина, предполагалось в основном со-
оружать теплоэлектричеокие станции, работающие на водяном шаре с давлением 20 атмосфер и температурой 375° С. Однако план ГОЭЛРО был перевыполнен не только по установленной мощности, но и но уровню техники созданных электростанций.
За годы первой пятилетки тепловые электростанции строились в основном на давление 30—37 атмосфер и температуру 375—450 °С. Производительность
После окончания Великой Отечественной войны началось решительное внедрение паросиловых установок высокого давления, рассчитанных на 100 атмосфер и 500 °С. Переход со среднего на высокое давление, или, говоря точнее, от начальных параметров пара 31,5 атмосферы и 420 °С к 100 атмосферам и 510 °С, дает большую выгоду для народного хозяйства страны, обеспечивая при равной выработке электроэнергии экономию топлива на 12-15%.
В настоящее время научно-исследовательские институты, предприятия энергомашиностроительной промышленности, электрические станции ведут большую работу, имеющую целью переход на еще более высокие начальное давление и температуру. Дальнейшее повышение начальных параметров пара от 100 атмосфер и 500 °С до 170—225 атмосфер и 550—600 °С (сверхвысокие параметры) может дать новую экономию топлива, превышающую десять процентов при равной выработке электроэнергии.