Площадка для сборки трубопроводов в монтажные блоки размещается на основной сборочной площадке, работы выполняются при помощи грузоподъемных механизмов, установленных на этой площадке. В отдельных случаях для сборки трубопроводов в блоки выделяют отдельную площадку, и в этом случае желательно, чтобы сборочная площадка являлась продолжением площадки по сборке оборудования или примыкала к ней.
Для успешного ведения работ по сборке трубопроводов в блоки необходимо, чтобы сборочные площадки были оснащены механизмами и коммуникациями:
- краном грузоподъемностью до 5 т; козловым или башенным, на гусеничном ходу или автомобильным краном;
- электросиловой разводкой, обеспечивающей производство работ по электросварке, термообработке и работу механизмов;
- подъездными ж.д. путями или дорогой с твердым покрытием;
- водопроводом, разводкой ацетилена и кислорода, трубопроводом сжатого воздуха;
- стендами и приспособлениями для сборки блоков;
- помещением для бригад по сборке трубопроводов.
При большом объеме работ по сборке трубопроводов в монтируемые блоки для обеспечения всех бригад грузоподъемными механизмами и лучшей организации труда применяют переносные передвижные козловые краны грузоподъемностью 2 т, которые являются вспомогательными при сборке блоков и передаются в распоряжение отдельных бригад.
При сборке в блоки трубопроводов из легированных сталей необходимо иметь комплектные установки для нагрева и производства термической обработки стыков, а при сварке труб без подкладных колец, кроме того, еще и установку, состоящую из автоматической головки для сварки корневого слоя шва в струе аргона.
При производстве работ в течение всего года места производства работ должны быть защищены от атмосферных осадков, ветров и сквозняков, а при сварке легированных сталей должно быть предусмотрено обогреваемое помещение.
Заводские блоки трубопроводов.
До последнего времени заводами по изготовлению трубопроводов поставлялись трубопроводы в виде отдельных разрозненных деталей, что значительно затрудняло сборку трубопроводов, удлиняло сроки монтажа и увеличивало трудоемкость и стоимость монтажных работ. Заводы с 1965 г. начали поставлять трубопроводы в виде собранных узлов из нескольких деталей и собранных узлов в блоки, что значительно ускорило монтажные работы и уменьшило стоимость монтажных работ.
Проекты трубопроводов высокого давления выпускаются с разбивкой на блоки, а проектными бюро заводов с участием представителей проектных и монтажных организаций дорабатываются проекты трубопроводов для поставки их блоками с учетами производственных возможностей заводов и возможности их транспортирования к строящимся электростанциям.
Система разбивки трубопроводов на заводские блоки предусматривает выбор размеров блоков только по условиям обеспечения транспортабельности их по железной дороге. Габариты блоков трубопроводов с учетом всех частей принимаются: прямые блоки не более 11,0 м плоские блоки не более 11X2,6 м пространственные блоки не более 11X2,6X1,1 м.
При поставке трубопроводов блоками уменьшаются трудозатраты на монтаж на 50—60 % за счет выполнения операций по сборке и сварке отдельных деталей на заводе. Особенно большое значение это имеет при монтаже трубопроводов высокого давления. При сборке в блоки трубопроводов высокого давления, кроме указанного, выполняется большой объем работ по термообработке и проверке качества сварных соединений.
На монтажной площадке блоки заводского изготовления укрупняются в монтажные укрупненные блоки. В процессе сборки трудобопроводов в блоки производится укомплектование их всеми деталями, благодаря чему отпадает надобность во время монтажа подбирать детали.
Степень блочности трубопроводов характеризуется коэффициентом блочности. Коэффициентом блочности трубопровода называется отношение суммарного веса собранного в блоки трубопровода к общему весу трубопровода.
При сборке трубопроводов в блоки руководствуются монтажно-сборочными чертежами трубопроводов, проектом производства работ, учитывают удобство монтажа блоков и наличие грузоподъемных механизмов.
Заводы поставляют трубопроводы с коэффициентом блочности 0,4—0,5, а затем на сборочных площадках монтажные организации доукрупняют заводские блоки, и блочность повышается для трубопроводов высокого давления до 0,6—0,8, а для трубопроводов среднего и низкого давления — до 0,8.
Сборка монтажных блоков.
Сборка монтажных блоков производится до начала монтажа трубопроводов на сборочных площадках монтажных участков из отдельных разрозненных деталей, а также заводских блоков трубопроводов высокого, среднего и низкого давлений.
Разбивка трубопроводов на блоки производится по общим сборочным рабочим чертежам для каждого трубопровода в отдельности, исходя из условий транспорта, выполнения такелажных операций при погрузке, разгрузке, подаче в монтаж и установке в проектное положение с учетом перенесения максимума работ на сборочные площадки.
При разбивке трубопроводов на монтажные блоки расположение монтажных стыков предусматривают в местах, удобных для выполнения сварочных работ, а для трубопроводов, изготовленных из легированных сталей, кроме того, предусматривают условия для проведения термической обработки сварочных соединений.
Сборка трубопроводов в монтажные блоки на монтажных участках производится по технологическим картам, в которых указывается состав блоков, порядок их сборки, очередность сварки стыков, режимы термообработки, вес блоков, упаковка и порядок производства такелажных работ.
В блоки трубопроводов включают трубы, фасонные части, арматуру, мелкие детали, опорные конструкции, подвески и крепления.
Детали трубопроводов, не вписывающиеся в габариты, затрудняют и усложняют монтаж, могут быть повреждены при транспортировке и монтаже, в состав блоков не включаются, а устанавливаются отдельно.
До начала сборки трубопроводов из легированных сталей производят проверку стилоскопом наличия легирующих элементов в каждой детали, входящей в блоки.
Особое внимание необходимо уделять подготовке и сборке блоков трубопроводов под сварку, проведению работ по электросварке, а также по термообработке легированных труб. Все стыки легированных труб должны быть обработаны на сборочной площадке до начала сборки.
Во время сборки деталей в блоки необходимо тщательно очистить каждую деталь от ржавчины, окалины, посторонних предметов, а фаски и пояски вокруг всей трубы, примыкающие к фаскам, и сами фаски очистить до металлического блеска. Необходимо следить за тем, чтобы при стыковке и сварке труб выдерживались требуемые зазоры, не было перекосов, сдвигов, не было протоков холодного воздуха внутри труб, для чего торцы труб закрывают.
При изготовлении блоков трубопроводов необходимо соблюдать следующие технические условия.
Блоки трубопроводов должны быть собраны в точном соответствии с чертежом. Отклонение расстояния между торцами крайних деталей или между осями должно находиться в пределах +1,0 на 1 м длины, но не более 8 мм для блоков длиной 8 м и более. Смещение вертикальной оси арматуры от проектного положения не должно превышать ±0,5 °. Остальные допуски принимаются по техническим требованиям на изготовление деталей.
Смещение перпендикулярности концевых фланцев или концов, обработанных под сварку к главной оси, а также фланцев или штуцеров к их осям не должно превышать следующих допусков:
Диаметр труб, мм 100—250 300—350 200—300
Допуски перекоса, мм +2,0 +2,5 +3
Смещение отверстий под болты на фланцах по центральной окружности не должно превышать допусков:
Диаметр отверстия под болты, мм: 18—27 34 41
Допуски на смещение болтовых отверстий, мм: +1 +1,5 +2
При сборке блоков затягивание гаек фланцевых соединений с мягкими прокладками производится по методу крестообразного обхода. Окончательное затягивание соединения — после 3- или 4-кратного обхода ключом всех гаек. Затягивание диаметрально противоположных гаек производится обычным ключом.
После затяжки ключом допускается затяжка шпилек с удлиненным рычагом:
- до 15 мм — рабочий с рычагом длиной 0,5 м;
- до 25 мм—2 рабочих с рычагом длиной 1,0 м;
- до 48 мм — 3 рабочих с рычагом длиной 1,5 м.
После гидравлического испытания блоков производится повторная обтяжка фланцевых соединений.
Блоки подаются к месту монтажа в законченном виде с приваренными мелкими деталями, установленными опорами, подвесками и креплениями, законченными сварочными соединениями и произведенной термической обработкой.
До подачи блоков в монтаж проверяют габаритные размеры их и полученные данные сверяют с проектными размерами, определяют центры тяжести и места строповки блоков. Места строповки должны быть нанесены на чертежи блоков, собранные блоки должны обладать жесткостью, не позволяющей во время транспортировки и установки в проектное положение их изменять габаритные размеры, так как это приводит к возникновению деформаций и недопустимых напряжений в металле труб.
Монтажные блоки должны быть таких габаритов и весов, чтобы их можно было легко погрузить на нормальные железнодорожные платформы, подать их в зону монтажа и легко установить в проектное положение при помощи имеющихся такелажных средств.
Подача в зону монтажа законченных сборкой блоков трубопроводов осуществляется средствами, предусмотренными проектом производства работ по монтажу трубопроводов.
Подачу собранных блоков в зону монтажа лучше всего осуществлять на железнодорожных платформах мотовозами или при отсутствии железнодорожных путей блоки следует транспортировать на трейлерах, тракторами или автомобилями-тягачами.
Погрузка в железнодорожные вагоны или на трейлеры осуществляется при помощи козловых кранов или передвижных кранов соответствующей грузоподъемности.
Сборка трубопроводов в монтажные блоки по сравнению с монтажом трубопроводов россыпью имеет следующие преимущества.
Сборка трубопроводов в монтажные блоки сокращает сроки монтажа трубопроводов и электростанций в целом, посколько эти работы можно вести параллельно с выполнением строительных работ.
При блочном монтаже трубопроводов сокращается количество подъемов, уменьшается объем по сооружению лесов и подмостей и резко сокращаются подгоночные работы, создаются условия для безопасного ведения работ и улучшения качества работ.
Чем большее количество оборудования трубопроводов собрано в монтажные блоки и меньше количество блоков, тем больше будет выгодность блочного монтажа, меньше его цена. Где меньше цена на оцинкованный профлист вы можете узнать перейдя по ссылке.