Форсунка — устройство для подачи, распыливания и распределения в воздушном потоке жидкого топлива, поступающего в топку
По способу распыливания жидкого топлива форсунки делятся на паровые и механические. На рисунке ниже показаны схемы распыливания мазута паровыми, центробежными и ротационными форсунками.
В паровых форсунках мазут, вытекающий из трубы, подхватывается потоком пара. При этом обеспечивается тонкое распыливание в широком диапазоне производительности. Паровые форсунки имеют простую конструкцию, отличаются надежностью работы и легко регулируются без ухудшения качества распыления. Основным недостатком паровых форсунок является большой расход пара и повышенная шумность.
В центробежных механических форсунках топливо распыливается механическим путем под действием высокого давления и закручивания потока перед выходом из сопла. Основными деталями форсунки являются ствол 2 и наконечник (головка) 3. Распыливающая часть форсунки состоит из распределительного 4, завихривающего 5 дисков и сопла 6. Проходя через распределительный диск, поток топлива делится на тонкие струйки, закручивается в тангенциальных каналах завихряющего диска и вытекает в виде полого конуса в топочную камеру, где распадается на мельчайшие капельки. Качество распыливания зависит от давления и температуры топлива перед форсункой.
Центробежные форсунки работают при давлении мазута 10-40 кгс/см2 и температуре 90-115°С. При уменьшении расхода топлива на 20-30% качество распыливания ухудшается. Механические центробежные форсунки часто засоряются, что требует тщательной фильтрации мазута. В то же время эти форсунки наиболее экономичны. Для расширения диапазона регулирования применяются комбинированные паромеханические форсунки.
В паромеханических форсунках при больших нагрузках топливо распыливается механическим путем, а при средних и малых нагрузках дополнительно используется пар. Ствол паромеханической форсунки имеет два канала: центральный для мазута и кольцевой — для пара. В распыливающей головке дополнительно устанавливается паровой завихритель 9. Пройдя каналы завихрителя, пар смешивается с мазутом и распыливает его на мельчайшие капли.
В ротационных форсунках распыливание топлива происходит за счет действия центробежных сил, создаваемых вращающимися деталями. Мазут самотеком по полому валу поступает во вращающийся стакан, откуда он выходит в топку в форме полого конуса. Ротационные форсунки плавно регулируются в широком диапазоне, не засоряются. Однако они имеют сложную конструкцию и пониженную надежность.