Такелажные работы

Такелажными работами называют горизонтальные и вертикальные перемещения оборудования, выполняемые при помощи специальных грузоподъемных устройств. Эти устройства носят общее название такелаж.

При ремонте котельного оборудования к такелажным работам относят разборку и сборку тяжелых узлов оборудования и их замену. К такелажным работам также относят разгрузку оборудования, перемещение его к месту хранения, укладку для хранения и перемещение к ремонтируемому агрегату. В состав такелажных работ входят и операции по установке грузоподъемных устройств, их оснастке, проверке (испытанию) и уборке после окончания работ.

Сложные работы по подъему и перемещению грузов в период ремонтов оборудования и установке грузоподъемных устройств выполняют обычно специально обученные рабочие, называемые такелажниками. Слесарь-ремонтник при этом занят вспомогательными операциями. При менее сложных работах слесарь-ремонтник самостоятельно производит оснастку и закрепление такелажных устройств и выполняет такелажные операции.

Такелажные работы

Застропка грузов.

Для застропки грузов пользуются лишь испытанными стропами и палочными канатами, имеющими соответствующее клеймо или бирку. Перед применением стропов убеждаются в том, что обозначенный на клейме или бирке срок очередного испытания не истек. Указания о выборе диаметра и длины стропа, числа ветвей и способа застропки делает мастер или бригадир.

Строп крепят в первую очередь за специальные детали. Многие механизмы и их тяжелые узлы, а также отдельное заменяемые блоки оборудования имеют рымы, проушины или крюки, предназначенные для застропки. Если этих деталей нет, застройку производят за основные части груза. Так, например, тяжелую арматуру застроповывают за корпус, а не за фланец, грундбуксу, шпиндель или маховик. Камеры экранов, экономайзеров и пароперегревателей закрепляют за тело камеры, кубы воздухоподогревателей— за трубные доски, роторы тягодутьевых машин — за валы и т. д.

Строп к грузу крепят таким образом, чтобы при подвеске груза на крюк центр тяжести груза находился под крюком. Натяжение всех ветвей стропа должно быть одинаковым, что проверяют пробным поднятием груза на высоту 100—200 мм. При пробном поднятии убеждаются в том, что ветви стропа не соскальзывают при наклонном положении груза.

Для подвески тяжелого груза, на нескольких ветвях стропа используют один длинный строп, а не два коротких. При применении длинного стропа обеспечивается выравнивание нагрузки между ветвями.

Под острые ребра груза во избежание повреждения стропа подкладывают куски дерева. Обработанные поверхности груза покрывают деревянными подкладками, чтобы не повредить их стальным тросом, коушем или зажимами.

Стропы и чалочные канаты подбирают такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90 °. Увеличение этого угла до 120 ° допускается лишь в тех случаях, когда высоты подъема крюка не хватает для применения более длинного стропа.

При застройке сложных машин и агрегатов в сборе ветви стропа крепят за все главные узлы. Чтобы не создавать в деталях машины изгибающих усилий, между ветвями стропа устанавливают распорку. Рымы должны работать только на растяжение.

Подъем грузов полиспастами и лебедками.

При подъеме любых грузов полиспастами и лебедками руководить подъемом должен один человек, являющийся ответственным за выполняемую работу. Распоряжения ответственного обязательны для всех участвующих в подъеме лиц.

Ручная лебедка

После проверки правильности застропки производят пробный подъем груза на высоту 100—200 мм для обтяжки стропов. При пробном подъеме проверяют уравновешенность груза на стропах, равномерность их натяжения, затяжку узлов и петель, надежность крепления лебедки, полиспаста и отводных блоков.

Подъем груза надо производить плавно, без рывков и раскачивания и без задевания за оборудование и строительные конструкции. При большой высоте подъема регулируют положение груза и предотвращают его раскачивание вспомогательными канатами, закрепляемыми за груз. Есди в процессе подъема необходимо сместить груз в сторону, к нему прикрепляют стальной канат (оттяжку) с барабана вспомогательной лебедки. Оттяжки направляют горизонтально или с некоторым наклоном вверх.

При подъеме тяжелых и громоздких грузов останавливают 2—3 раза лебедку, чтобы проверить правильность положения стропов и ветвей полиспаста, правильность набегания каната на ручьи роликов и на барабан лебедки и надежность всех креплений.

Расстроповку начинают лишь после того, как груз установлен на место и закреплен. При выполнении подъемов, спусков и перемещений грузов ответственный за подъем передает команды крановщику или мотористу условными сигналами.

Подъем грузов кранами.

Для обслуживания грузопотока и выполнения ремонта оборудования в котельных цехах современных электростанций устанавливают мостовые и козловые краны.

Мостовой кран

Над котлами обычно устанавливают мостовые краны с двумя грузовыми тележками. Грузоподъемность большой тележки до 30 т, а при установке котлов производительностью 500 т/ч и выше — 50 т. Грузоподъемность малой тележки 5—10 т, причем скорость подъема грузов ее лебедкой несколько увеличена по сравнению с лебедкой основной тележки. Подъем грузов и перемещение тележки вдоль фермы крана не зависят от работы другой лебедки.

На крупных электростанциях устанавливают мостовые или козловые краны грузоподъемностью 10—20 т для обслуживания ремонта дымососов или дымососов вместе с дутьевыми вентиляторами. Иногда вместо кранов устанавливают монорельсы с электроталью грузоподъемностью до 5 т или две электротали по 3 или 5 т. На современной электростанции с оборудованием большой мощности дымососы, дутьевые вентиляторы и золоуловители, а часто и вращающиеся воздухоподогреватели устанавливают на открытой площадке, которая обслуживается одним двухконсольным краном с большим пролетом или двумя кранами грузоподъемностью до 30 т.

Краны также устанавливают на верхнем перекрытии бункерной этажерки для обслуживания монтажа и ремонта циклонов, сепараторов и пылепроводов. На некоторых ранее построенных электростанциях имеются мостовые краны для ремонта шаровых углеразмольных мельниц и мельничных вентиляторов.

Для выполнения такелажных работ вне зоны установки постоянных кранов используют передвижные краны — автомобильные и гусеничные (тракторные), а иногда и дизель-электрические на железнодорожном ходу, которые можно заказать также, как и заказ погрузчиков. Грузоподъемность мостовых и козловых кранов не зависит от расположения грузовой тележки в отличие от передвижных кранов, у которых груз поднимается при помощи стрелы, в результате чего грузоподъемность крана зависит от вылета стрелы: чем больше наклонена стрела, тем меньше грузоподъемность.

К управлению и обслуживанию кранов допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и аттестованные комиссией.

Застропка грузов для перемещения при помощи крана ничем не отличается от застропки для подъема лебедками и полиспастами. При горизонтальном перемещении грузов необходимо приподнимать их не менее чем на 0,5 м над полом, оборудованием или конструкциями. Оттяжку грузов, поднимаемых или перемещаемых кранами, делать запрещается; грузовой трос (полиспаст) должен быть только в вертикальном положении. Нельзя раскачивать грузы.

Остальные правила подъема грузов кранами зависят от конструкции крана и сформулированы в инструкциях. За соблюдение правильного режима эксплуатации крана отвечает крановщик.

Подъем груза домкратами.

При подъеме груза реечные, винтовые и гидравлические домкраты устанавливают в строго вертикальном положении. Головку или лапу домкрата упирают только в основные и прочные элементы поднимаемого оборудования. Груз должен опираться на всю поверхность головки или лапы. При этом принимают меры против соскальзывания груза с опорной поверхности домкрата, для чего под груз подкладывают доску. Под домкрат также подкладывают доску, площадь которой больше основания домкрата.

При горизонтальном перемещении груза (например, при передвижении основания колонны) реечный и винтовой домкрат располагают таким образом, чтобы нагрузка на рейку или винт не изгибала их, а опорные поверхности груза и основания домкрата не соскальзывали.

Если необходимо поднять груз на высоту, превышающую ход домкрата, под частично поднятый груз подкладывают шпалы или специально изготовленные стальные стулья, затем освобождают домкрат и подкладывают под него такие же подкладки.

Гидравлические домкраты перед каждым ответственным подъемом разбирают и осматривают. Мастер проверяет допустимость приложения нагрузки от гидравлического домкрата на опорную поверхность. По мере подъема груза под бурт поршня подкладывают стальные полукольца, а в домкратах с шайбами на резьбе подвинчивают эти шайбы до упора в корпус, чтобы не произошло быстрого опускания груза и удара в случае разрыва манжеты или порчи нагнетательного клапана. При низких температурах заменяют воду негустеющим жидким маслом во избежание размораживания домкрата.

Сигнализация.

Рабочий такелажник должен знать правила сигнализации, применяемые при перемещении грузов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector