Опыт разработки и освоения производства катализаторов для ТЭС в Японии

Разработка катализаторов денитрификации для ТЭС была начата в Японии в начале 70-х годов фирмами:

—    Mitsubishi Heave Industries (MHI) и Mitsubishi Petrochemical Company (MPC);

—    Hitachi Ltd. (HTC), Babcock Hitachi (BHK);

—    Ishitawajama Harima Heave Industries (IHI);

—    Kawasaki Heave Industries (KHI);

—    Hitachi Zosen (HZC);

—    Sakai Chemical Industry Co. (SCI).

Но лишь в 1980-1981 годах эти исследования привели к внедрению катализаторов на котельных установках. Одними из первых были введены в эксплуатацию СКВ-установки с катализаторами фирмы Mitsubishi на газовом котле ТЭС Kyushu elektric sinkokura (мощностью 600 МВт) и угольном котле ТЭС Chogoku elektric shimonoseki.

В1983 г. в Японии эксплуатировалась 71 азотоочистная установка. Они очищали дымовые газы котлов общей мощностью 26000  МВт. Для котельных установок, сжигающих уголь и мазут, использовались впервые разработанные сотовые и пластинчатые оксидные ванадий-титановые катализаторы.

Ниже приведены данные по вводу денитрификационных установок на период до 1985 года, на которых были применены катализаторы четырех вышеназванных фирм:

Введено установок, %,

на котлах, сжигающих:

MHI

Hitachi

IHI

KHI

газ

62

22

8

8

мазут

50

25

25

уголь

44

33

19

4

Из приведенных данных следует, что лидером в разработке и освоении катализаторов является фирма MHI.

Основные этапы разработки и внедрения катализаторов денитрификации фирмой Mitsubishi для котельных установок, сжигающих газ и мазут с малым и средним содержанием серы

Основные этапы разработки и внедрения катализаторов денитрификации фирмой Mitsubishi для котельных установок, сжигающих газ и мазут с малым и средним содержанием серы

Основные этапы разработки и внедрения катализаторов денитрификации фирмой Mitsubishi для котельных установок, сжигающих мазут с высоким содержанием серы и уголь

Основные этапы разработки и внедрения катализаторов денитрификации фирмой Mitsubishi для котельных установок, сжигающих мазут с высоким содержанием серы и уголь

В таблицах выше представлены основные этапы разработки и внедрения катализаторов денитрификации фирмой Mitsubishi для котельных установок, сжигающих газ, мазут и уголь. Из таблиц видно, что проведенные работы условно разбиты на три основных этапа общей продолжительностью около 8 лет:

  • разработка катализаторов, включающая оптимизацию химического состава и технологии получения на основе лабораторных испытаний;
  • испытания на пилотных установках с расходом дымовых газов до 600-40 000 м3/ч. На этом этапе оценивались свойства катализаторов в реальных условиях ТЭС и проводились исследования по их дальнейшему совершенствованию;
  • опытно-промышленные испытания катализаторов на ТЭС.

Согласно приведенным данным параллельно разрабатывалось

четыре типа катализаторов для котлов, сжигающих газ, малосернистый и среднесернистый мазут, мазут с высоким содержанием серы и уголь.

Ниже приведены опубликованные в литературе данные по свойствам разработанных катализаторов Mitsubishi.

Сотовые керамические катализаторы фирмы Mitsubishi начали производиться в Австрии с 1985 г. на керамическом предприятии Frauenthal. Эти катализаторы активны при температуре 200-450 °С, оптимальное температурное «окно» 320-400 °С. На рисунке ниже приведено влияние мольного соотношения NH3/NOx объемной скорости на эффективность очистки и проскок аммиака для сотового катализатора с каналами диаметром 8 мм при 350 °С.

Взаимосвязь эффективности очистки, проскока аммиака, мольного соотношения NH3/NOx и объемной скорости для сотового катализатора фирмы MHI с диаметром каналов 8 мм при толщине стенки 1,8 мм

Взаимосвязь эффективности очистки, проскока аммиака, мольного соотношения NH3/NOx и объемной скорости для сотового катализатора фирмы MHI с диаметром каналов 8 мм при толщине стенки 1,8 мм (концентрация NOx в неочищенном газе 615 млн-1, температура составляет 350 °С): 1 — 3 — объемные скорости равны соответственно 1500, 3000 и 6000 ч-1

Из рисунка следует, что при нормировании проскока аммиака на уровне 5 млн-1 эффективность очистки выше 90 % достигается при объемной скорости 1500 ч-1; при увеличении последней до 3000 и 6000 ч-1 эффективность очистки снижается соответственно до 78 и 70 %.

Купить септик для установки как на предприятии, так и рядом с жилым домом.