На Запорожской ТЭС, которая входит в ПАО «ДТЭК Днепроэнерго», из четырех рабочих пылеугольных энергоблоков ежедневно задействованы только два.
Блоки, полностью обеспеченные украинским углем, простаивают. На сегодня запасы топлива на станции составляют 235 тыс. тонн. Станция смогла в условиях долга энергорынка за выработанную электроэнергию в 760 млн грн, полностью обеспечить себя углем. При этом выработка электроэнергии снизилась в январе 2016 года к аналогичному периоду 2014-го на 26,6%.
Сегодня теплоэлектростанции Украины работают с минимальной нагрузкой из-за падения потребления электроэнергии. Кроме того, загрузка ТЭС существенно снизилась в пользу атомной энергетики: за 2015 год падение составило 35%. При аномально низком уровне воды в реках Украины гидроэлектростанции не смогли маневрировать. Соответственно выросла потребность в маневренных мощностях ТЭС, большинство из которых не проектировались под такой режим работы.
Пример тому — блоки Запорожской ТЭС мощностью 300 и 325 МВт, предназначенные для работы в базовом режиме. Но с 2015 года энергоблоки работают в маневренном режиме: по команде диспетчера время для очередного пуска энергоблока после его полной остановки составляет до 10 часов. Такой режим изнашивает оборудование, увеличивает расход топлива, а также негативно влияет на экологические показатели работы станции.
«Невзирая на экономические трудности и постоянно растущую задолженность энергорынка перед тепловой генерацией, ДТЭК смог в полной мере подготовить свои предприятия к работе в осенне-зимний период. В феврале долг за потребленную электроэнергию только перед Запорожской ТЭС составил около 760 млн грн. Для сравнения, эта сумма равна средней стоимости четырех полноценных годовых ремонтных кампаний», – отметил и.о. директора Запорожской ТЭС Алексей Сагайдачный.
«Чтобы оплачивать расходы на производство, нужно эти деньги сперва заработать. Однако когда рабочие блоки простаивают, а государственная политика направлена на необоснованное уменьшение доли тепловой генерации в выработке электроэнергии, такой возможности нет. Это приводит к неэффективным режимам работы, уменьшению выплат в бюджет и значительному ухудшению состояния и без того изношенного оборудования», — добавил он.