Проблемы 1992-1994 гг. с недостаточной надежностью срабатывания аварийной защиты ВВЭР-1000 потребовали более тщательного изучения формы ТВС в процессе выгорания. Из результатов рассмотрения этого вопроса на специальных семинарах МАГАТЭ следует, что изменение формы есть типичное явление для ТВС ВВЭР и PWR.
Существо явления заключается в том, что при изменении формы ТВС увеличивается трение между направляющими каналами и пучком стержней СУЗ (ПС СУЗ) таким образом, что время ввода ПС СУЗ может превышать первоначально установленное в проекте. Другим аспектом вопроса является появление водяных полостей в активной зоне, превышающих установленные в проекте. В этом смысле более легкий ПС СУЗ является диагностическим средством, свидетельствующим о появлении таких зазоров.
В 1995—1996 гг. проводилась интенсивная работа по изучению этих явлений, их устранению и обоснованию теплотехнической надежности активной зоны ВВЭР с учетом реально возможных искажений ее формы. Эта работа велась прежде всего для действующих блоков. С учетом этого осуществлялась и модернизация топлива.
Купить винтовой дизельный компрессор Вы можете тут.
Главный фактор искривления — высокие осевые нагрузки на ТВС. Для его устранения проведены доработки практически на всех блоках с ВВЭР-1000. Это, а также другие мероприятия дали положительный результат: в 1995 году нарушений в срабатывании аварийной защиты практически не наблюдалось.
Для повышения надежности аварийной защиты, кроме указанных работ, разработан и внедрен вариант конструкции ТВС, обеспечивающий уменьшенные статические и динамические нагрузки на ТВС.
Вариант конструкции заключается в том, что для серийной ТВС применяется усовершенствованная головка с индивидуальным под-жатием НД и более мягкой характеристикой пружин с увеличенным ходом.
Демпфирование ОР СУЗ осуществляется не одной пружиной, как в серийной ТВС, а 16 пружинами. Этот вариант головки применен из проекта усовершенствованной кассеты (УТВС), который был разработан ранее. Это, а также некоторые другие заимствованные от УТВС и примененные в серийной ТВС решения стали основой так называемой гибридной (модернизированной) кассеты, о которой речь идет