Узел свежего топлива (УСТ) предназначен для приемки (с входным контролем) свежего топлива на АЭС, хранения в закрытых и опломбированных транспортных упаковочных комплектах — контейнерах (ТУК), а также для подготовки свежего топлива к загрузке в
Основное оборудование узла свежего топлива включает в себя: ТУК для свежего ядерного топлива; поворотный стол; кантователь; стапель с комплектом калибров; чехлы неплотные; захват для рабочих кассет; захват ТВС; захват для герметичных пеналов; захват для чехлов.
ТУК для свежего ядерного топлива предназначены для транспортировки свежих ТВС с завода-изготовителя на АЭС, а также при необходимости для длительного хранения свежих ТВС в УСТ.
ТУК представляет собой конструкцию, состоящую из четырех труб, сваренных между собой трубными досками, образующими стойки опор контейнера, и имеющую с торцов труб съемные крышки. Каждая труба имеет внутри деревянные шестигранные вкладыши с резиновыми прокладками, предохраняющие размещенные в них свежие ТВС от повреждения при транспортировке. Герметичность внутренней полости каждой трубы обеспечивается резиновыми прокладками между крышками и фланцами труб.
Поворотный стол имеет грузоподъемность 70 т и предназначен для подачи чехлов под люк УСТ для загрузки в них свежих РК и ТВС кассет АРК или пеналов герметичных, либо под люк центрального зала для транспортировки загруженных чехлов из узла свежего топлива в реакторное отделение.
Поворотный стол состоит из поворотной плиты, на поверхности которой расположено шесть штырей, сварной опорной рамы, шарового погона, который обеспечивает связь между опорной рамой и поворотной плитой и вращение поворотной плиты относительно рамы, привода, пульта управления и конечных выключателей и неподвижной опорной рамы. Привод, укрепленный на раме, состоит из двух открытых зубчатых пар, двух редукторов и электродвигателя.
Кантователь предназначен для перевода ТУК из горизонтального положения в вертикальное для обеспечения извлечения краном свежих РК и ТВС кассет АРК из ТУК. Кантователь состоит из опорной и поворотной рам, стоек, редуктора, зубчатого колеса, зажимов для контейнера, привода и площадки обслуживания. В несущей раме кантователя на двух стойках смонтирована на подшипниках скольжения поворотная рама. Привод поворота рамы включает открытую зубчатую пару, двухступенчатый первичный редуктор, электродвигатель и тормоз. По периметру несущая рама имеет ограждения, а для обслуживания привода поворота рабочую площадку и лестницы. На поворотной раме, для удержания кантуемого ТУК имеются винтовые зажимы. Кантователь имеет концевые выключатели, колодчатое тормозное устройство и блокировку на непревышение максимальной грузоподъемности.
Стапель предназначен для входного контроля длины, отклонений формы и расположения поверхностей топливных кассет. Контроль РК или ТВС кассет АРК проводится при их опускании в вертикальном положении под действием собственного веса в шахту-калибр стапеля (затирания не допускаются).
Стапель представляет собой металлоконструкцию с вертикальным калиброванным каналом и состоит из колонны, опоры, гнезда, хвостовика и калибра.
Чехлы неплотные предназначены для временного хранения свежих кассет в УСТ, для транспортировки их из УСТ в приреакторный БВ для последующей загрузки топлива в реактор, для размещения в нем отработавшего топлива при межблочной транспортировке или при отправке на завод регенерации. Чехол представляет собой цилиндрическую обечайку с днищем и двумя дистанционирующими решетками. В отверстия верхней дистанционирующей решетки установлены шестигранные направляющие втулки с размером «под ключ» 150 мм. В средней дистанционирующей решетке отверстия диаметром 220 мм.
Захваты являются грузозахватными приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана узла свежего топлива, предназначаются для транспортировки в пределах узла свежего топлива РК и ТВС кассет АРК, пеналов герметичных и чехлов неплотных и чехлов для пеналов герметичных. Герметичность также проверяют и у внутрипольных конвекторов.
Захваты состоят из трубчатых корпусов, на одном конце которых расположены головки, соответствующие присоединительным узлам транспортируемого оборудования, а на другом конце — вилки с осями под крюк крана у захвата для чехла, и скобы — у захватов для ТВС и пенала герметичного. Для фиксации захватов предусмотрено подпружиненное кольцо, вывод которого из зацепления с кулачками головки чехла, пенала РК или ТВС кассет АРК производится путем вертикального перемещения и разворота присоединенной к кольцу тяги с рукояткой. Разворот захватов по углу в плане и перемещение тяги подпружиненного кольца производится вручную.